ametist (ametist_o) wrote,
ametist
ametist_o

Category:

Болонская система


Сегодня я решил не пугать окружающих надвигающимся бадабумом, а написать что-нибудь отвлеченное. Скажем, об образовании. Точнее, о Болонской системе.

 

Что такое, по сути, Болонская система?

В Европе это система оценки знаний, позволяющая стандартизировать учебный процесс во второразрядных европейских ВУЗах.

Здесь сначала нужно сказать несколько слов о том, как проходит учебный процесс в этих самых второразрядных европейских университетах, работающих по американской системе, ибо от привычной нам прусской системы высшего образования он отличается довольно сильно.

Американская система построена на всеобщем платном образовании. То есть за каждого студента ВУЗ получает определенную сумму денег – от самого студента, из накоплений его родителей либо из взятого в банке кредита на образование, от государства, выделившего персональную стипендию студенту, от фирмы, желающей проспонсировать потенциального работника – короче, платят все. И деньги эти остаются в самом ВУЗе, составляя основу его бюджета. То есть ВУЗ – фактически фирма, продающая знания и навыки тем, кто хочет их приобрести. При этом у студента есть список предметов, которые он обязан изучить, дабы получить диплом по определенной специальности, и список необязательных предметов, часть которых он опять-таки должен пройти. В начале семестра студент выбирает список предметов, которые он будет изучать в этом полугодии. Каждый семестр оценивается в определенное количество «кредитов». К концу семестра студент пытается сдать соответствующие экзамены и набирает некоторое количество кредитов. Но если он не набрал достаточно кредитов… его не отчисляют! Просто большинство успевает за 4-5 лет (то есть 8-10 семестров) набрать сумму кредитов, необходимую для получения диплома. Не успел – не страшно, заплати еще за один семестр, и учись дальше. Опять не набрал – опять не страшно. Пока есть деньги и желание, учись на здоровье, хоть восемь лет, хоть десять. Только плати за каждый семестр! Чистый рынок. Немудрено, что до диплома добирается не менее 90% студентов, но далеко не все из них тратят на это всего 5 лет.

Когда был создан Евросоюз, его «авторы» начали работать над созданием единой системы образования. Видели они это так: человек, набравший 120 «кредитов» в Нидерландах, может переехать в Италию, набрать там еще «кредитов» 80, а завершить образование где-нибудь в Германии, добрав недостающие 40 «кредитов» и получив вожделенный диплом.

Собственно эта унификация европейских ВУЗов и получила название «Болонский процесс». Новая система планируется к внедрению в полном объеме не ранее 2010 г. – быстрее не получается, у богатой Объединенной Европы денег не хватает. Ибо реформа образования такого масштаба – дело оч-чень дорогое. В условиях нынешнего экономического кризиса ее полное внедрение, возможно, отодвинется еще на несколько лет. Например, для полной реализации этой системы нагрузка преподавателя должна быть не более 150 часов в год (для сравнения, в прусской системе – 850 часов), то есть преподавателей надо гораздо больше. Ну и еще масса технических моментов, перечислением которых я утомлять читателей не буду.

Продолжение следует…

Tags: Болонская система, Высшее образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments