ametist (ametist_o) wrote,
ametist
ametist_o

Category:

Болонская система - часть вторая

Итак, Украина начала стремительное движение в сторону европейских ценностей и одним из шагов этом направлении должна была стать реформа высшего образования.

Реформа должны были провести за 5 лет, началась она в 2005 году, но, в привычном стиле «Пятилетка за 4 года» уже в этом году чиновники бодро отрапортовали о полном переводе высшего образования Украины на Болонскую систему. При этом практически не потратив на это денег. Соответственно, сейчас только в Украине существует понятие «Болонская система», все остальные говорят о Болонском процессе. Эта система (которую сами преподаватели иначе чем Оболонской, намекая на производителя пива, не именуют) представляет из себя сочетание худших сторон прусской и американской систем.

Что же сделали с отечественными ВУЗами и что получилось в результате? А получилась помесь таксы с мотоциклом.

 

Прежде всего, наш отечественный преподаватель тянет нагрузку, как бы это помягче сказать, чуть больше, чем европейский коллега – не 150 часов, а 950 в среднем, т.е. в 6 раз больше. Ну так наш специалист в 6 раз лучше и профессиональнее какого-то там европейца! Только зарплата, увы, об этом не свидетельствует… Дешево и сердито, экономия для бюджета налицо, и рапортовать легко.

Никакого выбора предметов у студентов, разумеется, нет – ведь для этого нужно реально перестроить всю систему, ликвидировать систему курсов и потоков, в общем, изменить все. Обошлись косметикой – теперь оценки ставят не по четырехбальной системе (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично) а по стобальной, что выглядит свежо и ново. Заодно отменили зачетные книжки, но быстро выяснили, что без них сложно, и вернули зачетки, но в новом полиграфическом исполнении.

Зато с усердием, достойным лучшего применения, вводится модульная система. То есть выучили кусочек материала – сдали модуль, выучили еще – сдали еще один (благополучно забыв предыдущий) и так далее. В конце семестра ничего сдавать не надо, ни зачетов, ни экзаменов. Все определяют оценки по модулям. В результате масса студентов получает хорошие оценки, все довольны. Только вот экзамен, как своеобразный «мобилизатор», заставляющий еще раз пройти материал за весь семестр, заменить оказалось невозможно, и знаний, ради которых, по идее, студент идет в ВУЗ, у подавляющего большинства нет. И весь процесс учебы сводится исключительно к погоне за баллами. Тут ведь как получается, какой-нибудь Ганс или Джулия, заплатив за семестр несколько тысяч своих кровных долларов или евро, зачастую взятых в кредит, стремится получить знания, и эти знания просто вышибает из преподавателя. Наши Дима или Таня, поступив на бюджет и получая стипендию, заботятся только о том, чтобы получать стипендию в следующем семестре. Главное – баллы заработать!

Кроме того, студенты быстро выяснили, что для получения заветных баллов вовсе не обязательно учиться – можно, например, писать рефераты (то есть скачивать из Интернета и распечатывать, зачастую не читая).

При этом, перегруженный преподаватель просто физически не может полностью адекватно проконтролировать всех студентов (не забывайте, его европейский коллега нагружен в 6 раз меньше!).


Продолжение следует...

Tags: Болонская система, Высшее образование
Subscribe

  • Пять минут здорового смеха.

    Мои студенты любят Африку просто до дрожи в руках. А я люблю читать их работы по Африке. Очередной первый курс, очередная контрольная...…

  • Близится начало нового учебного года

    Скоро прийдут в Универ новые студенты. То, что они пишут в сети, меня уже начинает пугать. Я просто оставлю это здесь. Попытался представить…

  • Просто новость из Одессы

    Вот скажите, это только у меня впечатление, что новость опубликована с опозданием лет этак на 90? Только я об этом книжку читал???

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments